На причастие после крещения с кем идти. Причастие после крещения: смысл таинства Первое причастие после крещения

Зачем нужна подготовка?

Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому?

Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен гонения подобной практики не существовало.

Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестилось в младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например, мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же.

Длительная подготовка перед таинством Крещения требовалась уже в самые ранние годы существования христианской Церкви. До нас дошло одно очень интересное описание того, как совершалось Крещение в IV веке в Иерусалиме, оставленное нам римской паломницей, называемой в научной литературе Этерией, или Сильвией Аквитанкой.

В то время Крещение людей было общецерковным событием и совершалось с большим торжеством три раза в году в самые важные праздники – на Богоявление (тогда это был праздник, объединявший Рождество и Крещение), Пасху и Пятидесятницу (Троицу). Если человек хотел креститься на Пасху, то подготовка к этому событию начиналась почти за два месяца до Пасхи – с началом Великого поста.

Все желающие должны были заранее записаться в определенные списки, свидетельствуя о своем желании. С началом поста эти люди становились «оглашенными» – так назывались готовящие ко Крещению, поскольку им читались специальные поучения – оглашения. В течение нескольких первых дней поста священники над каждым из них читали особые молитвы, чтобы Господь принял их в число христиан (оглашенные хотя и не были крещены, но считались уже христианами) и изгнал из их сердца всякого нечистого духа.

С этого времени оглашенные должны были ежедневно посещать храм. Прежде всего, они посещали обычные для всех христиан службы. И в современном богослужении остался возглас священника или диакона на Литургии: «Оглашеннии, изыдите. Елицы (которые) оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки (вновь)

Кроме этих общих для всех служб, оглашенные должны были присутствовать на службе под названием «тритоекти», которая специально совершалась для них. На этой службе после молитв последовательно читалось Священное Писание, поскольку оглашенные должны были знать основные события Ветхого и Нового Заветов.

Священники на каждый отрывок произносили проповедь, чтобы лучше разъяснить прочитанное. Кроме проповедей на темы из Священного Писания священники должны были разъяснить оглашенным православное учение о Боге, о Церкви, об обязанностях христианина и многое другое. Некоторые подобные беседы записывались, например, сохранились огласительные беседы святителя Кирилла Иерусалимского, произнесшего их приблизительно в то же время, что описывает Этерия.

Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к Иерусалимскому епископу, и он спрашивал каждого о том, что он знает из христианского учения. Если человек готовился ко Крещению нерадиво, то он не допускался до этого таинства, и оно откладывалось до следующего раза. Но самое главное, что оглашенный должен был привести с собою поручителя – христианина, который должен был быть всем хорошо известен в Иерусалимской церковной общине.

Этот христианин перед епископом должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже живет по-христиански. Именно этот поручитель и становился восприемником (т. е. крестным). Если вдруг выяснялось, что человек, даже если и прекрасно выучил все поучения, рассказанные ему, но при этом является блудником, или пьяницей, или вором, или разбойником и не хочет оставлять свои пороки, то он не допускался до Крещения. Не допускали и тех, кто прибыл издалека и не имел поручителя, который бы ходатайствовал перед епископом о его Крещении.

Из рассказа Этерии нам становится понятным, как относились ко Крещению древние христиане. Оказывается, еще до Крещения человек начинал много молиться, должен был много знать о вере и Боге и уже жить по-христиански. В наше же время большинство считает: «Вот крещусь, и тогда куплю молитвослов и буду молиться. Вот крещусь, куплю «Закон Божий» и что-нибудь узнаю. Вот крещусь, и тогда брошу пить, курить, изменять жене и воровать на работе».

Во многих храмах в Москве и в других городах уже давно введена подготовка ко Крещению. В некоторых храмах человек должен посетить несколько бесед, после чего сдает экзамен, в других храмах бывает одна беседа и экзамен. В одном из подмосковных храмов каждому хотящему креститься устраивается экзамен по Новому Завету.

Предлагаем ознакомиться  Совместимость знаков Зодиака Овен и Рыбы

Времена, когда было трудно найти Библию, Новый Завет, Закон Божий, давно уже прошли, и теперь практически никто не может оправдать свою неподготовленность внешними трудностями. Если сейчас человек приходит в храм для принятия Крещения и ничего не знает, это говорит о том, что для него Крещение – это что-то незначительное, для чего вовсе не надо прилагать никаких усилий и как-то серьезно относиться к этому событию.

Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость Крещения без нее – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкви.

Крещение

До этого мы говорили о Боге, а теперь давайте коснемся того Таинства, ради которого вы и пришли в храм.

Вопрос
: Как Вы думаете, что происходит с человеком в таинстве Крещения? Для чего Вы хотите креститься сами или крестить Ваших деток? Чего не хватает Вам?

Варианты ответа
: Чтобы Господь дал веру.

Возражение
: Нет, вера требовалась еще задолго до Крещения, и без веры Крещение было невозможно.

Вариант ответа
: Чтобы был Ангел-Хранитель.

Возражение
: Да, но что пользы в Ангеле-Хранителе, который не может подойти к человеку из-за того, что человек весь окружен бесовским силами?

Вариант ответа
: Чтобы можно было молиться.

Возражение
: Но молиться можно и некрещеному. До сих пор в службе мы слышим слова: «Оглашении, изыдите». Это значит, что некрещеные ходили в храм на службы и молились. Для того чтобы молиться, вовсе не обязательно быть крещеным. Становись и молись.

Вариант ответа
: Господь больше слышит и заботится о крещеных.

Возражение
: Тут я категорически не соглашусь. На самом деле, Бог любит и слышит всех, но заботится больше о некрещеных! Господь Сам рассказал такую притчу. У пастуха было сто овец, одна из них заблудилась в горах. Что делает пастух? Он бросает стадо и ищет ту самую сотую. Так же и Господь.

Вариант ответа
: Чтобы заново родиться.

Да, действительно, Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Церковь говорит о том, что мы находимся в таком духовном состоянии, что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам необходимо именно заново родиться. Приведу следующий образ. Представим, что мы разбили стеклянную вазу.

Крещение – очень многогранное таинство. К тем граням, которые отметили вы, я бы хотел добавить еще одну важную, на мой взгляд, сторону.

В момент Крещения человек становится членом Церкви! Звучит очень просто, но за этим стоит очень глубокий смысл. Что такое Церковь? Это не просто собрание верующих людей. Мол, скучно верить одному, а вместе веселее. Собралось два человека: «Веришь в Бога?» – «Верю». – «И я верю, давай верить вместе». – «Давай». – «Ну вот, мы уже Церковь!» Нет, это еще не Церковь. Пока это клуб по православным интересам.

Церковь – это нечто совсем иное. Ее можно уподобить живому организму. Смотрим на человеческий организм. Он состоит из отдельных клеточек, но каждая клетка живет не сама по себе. В природе есть, конечно, клетки, которые умеют жить сами по себе, например, амебы, которые сжимаются, разжимаются, куда-то ползают, что-то кушают.

Так же и Церковь. Каждый христианин – это живая клеточка живого организма. До каждого христианина доходит кровеносный сосудик, который духовно питает его. Что это за кровеносный сосудик, я объясню чуть позже. Святой Дух пронизывает всю Церковь и управляет ею.

В этом смысле Крещение можно уподобить операции по пересадке, например, почки. Берут донорскую почку и пересаживают ее больному. В чем смысл операции? В том, чтобы почка заработала, прижилась, жила единой жизнью с новым организмом. А почка может еще и не прижиться! Что должен сказать врач, если после операции он увидит, что почка не прижилась?

«Простите, но операция прошла впустую. Можно считать, что от пересадки вы не получите никакой пользы!» Если же врач будет убеждать вас: «Операция прошла успешно, только вот сама почка так и не работает, но не расстраивайтесь, ведь почка пришита там намертво, и можно с уверенностью говорить, вы теперь живете с почкой», – то этот врач будет лгать.

А что должен сказать священник, если он видит после Крещения, что человек дома не молится, в храм не ходит, не исповедуется, не причащается в течение месяца, полугода, наконец, года? Честный священник должен сказать: «Простите, но Крещение хотя и совершилось, но, к сожалению, пока не действенно в Вас, и пока Вы не получите никакой пользы».

«Как же так? Вот у меня свидетельство о Крещении: печать, подпись. Я, что же, по-вашему, не крещен?!» С одной стороны, человек крещен, а с другой, – нет. Крещение можно сравнить с тем, как в землю бросаются семена. В душу бросается семя новой жизни. Семя брошено, да человек не трудится, чтобы возделывать его, и оно лежит в душе, не давая ростков. Есть результат того, что брошено семя? И да, и нет.

Предлагаем ознакомиться  Почему женщинам нельзя ходить в церковь во время месячных

Еще Крещение можно сравнить с приготовлением теста: бросается закваска в муку, и тесто постепенно подходит. А если бросить закваску в какой-нибудь капсуле? Вроде и есть закваска в тесте, да ничего с тестом не происходит.

Берем двух деток. Один не крещен, а другой крещен, но в храм не ходит. Так вот, «автоматически», только за то, что второй ребенок крещеный, он никакой дополнительной благодати не получает. Господь его любит, но так же, как и первого. Ибо Господь любит всех людей – и крещеных, и не крещеных.

Возьмите палец, туго перетяните его ниткой. Пройдет тридцать-сорок минут, и начнется отмирание тканей. Клетка живет только тем, что соединена воедино с организмом. Прервите эту связь, и клетки будут умирать. Если прерывается общение с Церковью, то духовная жизнь, данная в Крещении, будет угасать.

Можно привести другой образ. Мы идем к Богу. Подходим к двери, за которой начинается дорога к Богу. Человек открывает дверь и стоит на месте. Стал он ближе к Богу? Нет. Дверь открывалась для того, чтобы пойти по открывающейся взору дороге. Крещение совершается для того, чтобы идти путем церковной жизни. Нечего бить себя в грудь, что ты крещен, если сделал к Богу только один шаг. Как был ты далек от Бога, так и остался.

Но что-то все же происходит в Крещении? Или крещеный, но нецерковный человек действительно вновь становится некрещеным, и тогда можно заново принимать Крещение? Конечно, нет, второй раз Крещение совершать недопустимо! С человеком все же происходит важное событие, в нем происходит перемена. Семя новой жизни, брошенное в душу во время Крещения, пребывает в человеке, и поэтому это Таинство никогда не повторяется.

У одного из святых отцов (блаженного Диадоха) есть следующий образ. Если человеческую душу уподобить дому, то до Крещения в человеке, в самой глубине его сердца, обитал грех и делал человека оскверненным и тленным. В момент Крещения грех изгоняется из самых глубин человека, а в сердце его вселяется благодать.

Но пройдет еще немало времени, прежде чем благодать полностью преобразит человека. И тут многое зависит от самого человека. Если хозяин дома будет нерадиво относиться к своему жилищу, то грех сквозь открытые двери и окна будет легко входить в него и после Крещения. Если же человек будет стоять на страже своей души и надежно защищать и ограждать ее молитвой, постом, исповедью, Причащением, то человек будет постепенно преображаться.

Поэтому, будем разделять такие понятия как «действительность» и «действенность». В действительности Крещения можно не сомневаться, но вот действенность таинства зависит от самого человека. К сожалению, почти единственное преимущество крещеного человека, не живущего церковной жизнью, заключается в том, что возвращаться в лоно Церкви, восстанавливать духовную жизнь он будет уже не через таинство Крещения (оно никогда не повторяется), а через таинство Исповеди, которое часто называется «вторым Крещением».

Причащение

Первым признаком церковной жизни является ежедневная молитва, но вот ее главным признаком является участие в Таинстве Святого Причащения. Полностью оно называется так: Причащение Тела и Крови Христовых. Попытаюсь немного рассказать об этом Таинстве.

Вопрос
: Кто из Вас знает, что такое «Тайная вечеря»?

Ответ
: М-м-м… Это картина такая. (Один из двадцати-тридцати собеседников).

Тайной вечерей в Православной Церкви называют последнюю пасхальную трапезу Господа с учениками-апостолами. Тайной она называется, так как совершалась тайно от других людей. Господь знал, что в эту же ночь Он будет схвачен и предан на распятие. Тайная (а по-гречески это слово имеет еще значение «таинственная») она еще и потому, что на ней установлено Таинство Святого Причащения.

«Вечеря» по-славянски означает просто «вечерняя трапеза». На Тайной вечере Господь взял хлеб и дал ученикам со словами: «Сиеесть тело Мое, которое за вас предается». Потом взял вино и дал ученикам со словами: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Господь сказал также на Тайной вечери:

«Сие творите в Мое воспоминание». И сейчас по слову Спасителя почти ежедневно в храмах совершается богослужение, называемое «Литургия», во время которого повторяется Тайная вечеря. В храм приносится хлеб (конечно, не купленный в ближайшей булочной, а специально испеченный), приносится вино (также особое, определенных сортов, красное, чтобы по цвету напоминало кровь, чистое, без примесей, чтобы было достойным быть примененным в этом Таинстве).

Священник со всеми, кто стоит в храме, молится о том, чтобы эти Дары освятились. На хлеб и вино сходит Святой Дух, и они становятся Телом и Кровью Христовыми. В конце службы священник выходит с Чашей, в которой находятся уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Все, кто готовились, приступают к Чаше и причащаются, то есть принимают в себя Самого Спасителя.

Это самое важное Таинство в жизни христианина. Если цель жизни христианской – жить с Богом, то именно в этом Таинстве мы соединяемся со Христом, Его Телом и Кровью, а поскольку Христос – Богочеловек, то через это мы соединяемся с Самим Богом. Что может быть важнее для христианина? Ведь в его плоть и кровь входят Сам Спаситель? Мы не как-то абстрактно соединяемся с Богом, но Сам Богочеловек присутствует в наших членах.

Предлагаем ознакомиться  Как очистить дом или квартиру от негатива

Таинство Причащения и есть тот самый кровеносный сосудик, который питает каждого христианина как клеточку церковного организма. Как только человек перекроет этот кровеносный сосуд, он начнет умирать. Христианин, который перестает причащаться, перестает быть христианином. Можно спросить его: «Какой же ты христианин, если в тебе Христа нет?»

Пересадка органов совершается только для того, чтобы потом этот орган жил единой жизнью со всем организмом. То же можно сказать о Причащении. В Таинстве Крещения человек заново рождается, чтобы приблизиться к Богу, а именно это и совершается в Таинстве Причащения. Конечно, без Крещения было бы невозможно Причащение, но и без Причащения Крещение теряет свою силу.

Не пересадишь орган, не дойдут до него живительные капли крови. Не крестишь человека, не дойдут до него живительные Тело и Кровь Спасителя. Но Крещение совершается только один раз в жизни человека, а причащаться он должен часто – один раз в две-три недели, или хотя бы – раз в месяц. Пересаживается орган один раз в жизни, а кровью питаться и омываться он должен постоянно, – это необходимое условие жизни.

Это Таинство очень важно. Действительно, что может быть важнее того, что мы соединяемся с Богом? Я могу прочитать сотни духовных книг и вычитать в них тысячи умных и хороших советов о том, как мне поступать в той или иной ситуации. Но откуда у меня силы выполнить эти советы? Я могу каждый день беседовать с духоносными старцами, разрешая с ними свои недоумения, но где взять силы исправлять свою жизнь в соответствии с их учением? В Таинстве Причащения Господь Сам входит в нас и дает силы, просвещает изнутри и делает понятным то, что вчера было недоступно.

К этому Таинству надо готовиться. Не может быть такого, чтобы вошел человек в храм, постоял пять минут, а потом говорит: «Вон, Чашу вынесли! Пойду причащаться!» Нет, мы должны тщательно готовиться. Взрослые ко Причащению готовятся трояко: постом, молитвой и исповедью. Перед Причащением необходимо поститься хотя бы два-три дня, не вкушая мясной, молочной пищи, яиц.

В пост входит также воздержание от супружеских отношений и от всякого рода развлечений (музыка, телевизор и т. д.). При болезни о мере своего поста перед причастием человек должен посоветоваться со священником. Перед причащением кроме обычных утренних и вечерних молитв читается особое «Последование ко Святому Причащению».

Также необходима исповедь, чтобы человек приступал к этому великому Таинству с чистой совестью. Не может быть такого, чтобы вчера ты с кем-то подрался, оскорбил или унизил кого-то, а сегодня идешь причащаться. После серьезных грехов (измена, блуд, аборт, воровство и пр.) человек на некоторое время отлучается от Причащения и может приступить к Чаше только после искреннего покаяния. Так готовятся взрослые.

Поскольку сегодня много родителей, которые хотят крестить своих детей, то расскажу, как готовить ко Причащению детей. Начну с того, что до трех лет их никак не готовят. Грудных детей вы можете покормить, когда они этого требуют, и приходить в храм. Причем приходить можно не к началу службы. Если в храме служба начинается в 8.

00, то приходить с малышами можно к 9.15. Пришли, через 15 минут будет Причащение, причастились, еще через 15 минут – конец службы. Любой ребенок, даже самый беспокойный, обычно выдерживает это время в храме. Надо только заранее выяснить в храме, куда вы будете ходить, когда лучше придти с ребенком на причастие.

В три года у ребенка наступает определенный переходный возраст, он взрослеет и уже управляет своими чувствами и действиями. Поэтому с 3 до 7 лет дети причащаются уже натощак. В три года ребенку можно объяснить, что до службы есть нельзя, и он уже может себя остановить при виде случайно оставленного лакомства. В этом возрасте ребенка также приводят не к началу службы, хотя и немного раньше, чем малышей.

В семь лет наступает следующий этап развития ребенка. Он становится маленьким взрослым, поэтому все делает, как взрослые, только в меньшем объеме. Например, взрослые постятся два-три дня, а ребенок должен поститься хотя бы один день. Взрослые читают полное молитвенное правило, а ребенку достаточно нескольких коротеньких молитв.

Маленьких детей верующие родители обычно причащают каждую неделю, тем более что подготовка детей очень несложная. Начиная с семи лет дети обычно причащаются уже реже – примерно один раз в две-три недели. Это объясняется тем, что каждую неделю уже есть два постных дня (среда и пятница), а добавлять еще один постный день в неделю перед причащением будет тяжело как для взрослых, так и для детей.

Оцените статью
Сонник
Adblock detector