Символы — Солнце | Журнал Ярмарки Мастеров

Библия / ветхий завет [править]

Тепло Солнца, согревающего тело человека, и свет, который оно излучает, превратились в Библии в символы Божественного Духа, воспламеняющего сердце и открывающегося разуму.

В Книге Бытия Солнце символизирует откровение и учение. Останавливающееся Солнце означает явление Бога, а заходящее — отсутствие Божественного Духа: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня (Амос, VIII, 9). —• Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее, она постыжена и посрамлена (Иер. XV, 9)*

В Библии символика Солнца иногда имеет отрицательное значение всепожирающей страсти, ярости, эгоизма (Иов хвалит себя за то, что не поклонялся Солнцу и Луне, то есть не верил в собственную мудрость).

У евреев: божественная воля и водительство.
Только в Ветхом завете Библии — в противоположность культу Солнца «язычников» — Солнце рассматривается всего лишь как одно из двух «светил», которым Бог определил место на небосводе.

Гностики считали, что Солнце двойственно…— Солнце белое и Солнце черное, Михаил и Самуил… что это астрономический и космический символ двух противоположных видов света и двух змеев, означающих хорошее и дурное, добро и зло, Бога и Сатану. Эти представления они воплощали в образе переплетенных добрых и злых лучей Солнца.

Теологи считают его субстанцией святой силы и видимым образом ее духовного бытия.

В христианском образном мире восходящее все снова и снова на востоке Солнце является символом бессмертия и воскресения, и Христос на мозаике 4 в. отождествляется с Гелиосом в лучезарном ореоле на солнечной колеснице либо выступает судьей мира, окруженный солнцеобразным нимбом. Так как Христос также является властелином времени, то он связывается с установлением продолжительности дня по Солнцу, что особенно часто отображается в романском искусстве.

У христиан Солнце — Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь, Христос, «Солнце праведности», Логос, божественное начало в человеке. Солнце и Луна, изображенные вместе с распятием, означают двойственную природу Христа и силы природы, поклоняющиеся Господу Вселенной. Солнце — местопребывания архангела Михаила, а Луна — Гавриила. Фому Аквинского изображают с Солнцем на груди.

Христос — «Солнце правды» — занял место популярного в поздней Римской империи бога Митры — символа возрождения Непобедимого Солнца.

Солнце, луна и звезды были созданы на четвертый день СОТВОРЕНИЯ МИРА. Иосиф (1), сын Иакова, видел сон о том, что они поклоняются ему. Солнце и луна изображаются в сцене РАСПЯТИЯ ХРИСТА (II). Жена Апокалипсиса, «облаченная в солнце», — см. ДЕВА МАРИЯ (4).

Солнце — символическое выражение Христа. Это толкование восходит к пророчеству Малахии 4:2, где говорится: «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…» Солнце и луна изображаются в качестве атрибутов Девы Марии, ибо в Откровении 12:1 говорится: «…жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна».

В Древней Греции солнце считалось глазом Зевса, в Скандинавии — Одина, в Иране — Ахуры Мазды (иногда называемого Ормуздом), в Индии — Варуны, Мухаммад называл его глазом Аллаха. Солнце почитается как свет Будды у буддистов, Великого Духа — у индейцев Северной Америки, Бога-Отца — в христианстве.

Предлагаем ознакомиться  Сонник Большой кабан. К чему снится Большой кабан видеть во сне - Сонник Дома Солнца

Солнце почитается как свет Бога-Отца.

«Это видимый образ Божественной Благодати… трансцендентный архетип Света» (Дионисий). «Нет ничего доступного взору во всем мире, что было бы более достойно служить символом Бога, нежели Солнце, которое проливает свет видимой жизни сначала на себя, а затем и на все небесные и земные тела» (Данте).

Мухаммад называл его глазом Аллаха.

У мусульман это всевидящий, всезнающий Глаз Аллаха. «Это Солнце есть отражение того Солнца, что скрыто завесой» (Руми). Сердце Вселенной и «знак Бога на Небесах и Земле».

Древний восток[править]

У шумеро-семитов солнечные боги Шамаш и Ашшур изображаются в виде крылатого солнечного диска.

Культ Солнца египетского Амона-Ра был превращен фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном, 1365—1348 до н. э.) в монотеистическую систему («Так прекрасно светишь ты, Солнце, на светлой поверхности неба, полное живой жизни, положившее вначале начало самой жизни…»).

В солнечной символике обнаруживается многогранность и сложность египетского мышления. Между внешним видом символа (солнце) и носителями символа (боги Солнца) имеются многочисленные связи (пересечения). Имя светила звучит как Ра. Так же называется олицетворяющий его бог. Наряду с ним имеются еще солнечные божества.

Хорахти — бог утреннего солнца, к ним относится и Хепри в образе крылатого жука. Атум и боги с бараньими головами (например, Хнум) считаются хозяевами вечернего солнца.
Три важнейших дневных образа солнца — это утром жук, в полдень — солнечный диск (то есть сам Ра), вечером — баран. В позднюю эпоху солнцу предоставлялся отдельный образ на каждый час: в первый и второй час — ребенок; в седьмой час обезьяна, пораженная стрелой (лучом солнца); в одиннадцатый и двенадцатый час — старый, опирающийся на палку человек.

Изображение в гробнице Рамзеса IX указывает на первые часы по крокодилу, в основе его лежит представление, что бог Солнца по утрам появляется из небесного океана в облике крокодила. Солнечными животными являются также сокол, лев и гриф. Образ восходящего солнца часто связывается с коровьими рогами (небесная корова), с двумя сикоморами, с бантом жизни или со столбом джед.

Керпи — бог-скарабей восходящего солнца, Гор — дневного, Ра — солнца в зените, а Осирис — бог заходящего солнца.

Египетский миф описывает еженощное путешествие Солнца на барке через опасности загробного мира и ежеутреннее его появление из пасти змеи.

Египтяне поклонялись Солнцу в образе единого бога Амона-Ра, Первого, у которого нет второго, выступающего в трех ипостасях: Хепера утром, Ра днем и Тум вечером. Это Солнце-творец обладало тремя достоинствами, символически выражавшимися тремя знаками: Жизнь (крест в виде буквы Т, увенчанный петлей), Сила (скипетр богов и царей)

и Стойкость (четыре столпа небес и солнечный луч).
Заходящее Солнце иногда изображали в виде яйца (поскольку в момент касания горизонта оно принимает именно эту форму), проходящего через подземный мир, чтобы возникнуть вновь, уже с разбитой скорлупой, на следующее утро; его называли пламенем, рожденным из пламени.

Предлагаем ознакомиться  110 нескучных тем для разговора с девушкой

Крылатый диск Солнца — символ солнечного могущества Ра, Атона и возобновления жизни.

У египтян восходящее Солнце — это Гор, Солнце в зените — Ра, а заходящее Солнце — Озирис. Правый его глаз — Солнце, а левый — Луна. Гор, сражающийся с Сетом, принявшим облик змея Апопа, это сила Солнца сражающаяся с тьмой.

По поводу Аполлона и Гелиоса, как богов-солнце, см. АПОЛЛОН.

В Древней Греции солнце представлял Гелиос, в то время как древнеримского Сола время от времени заменял Аполлон, представляя сияние солнечного света.

Согласно орфическому учению, Солнце, расположенное в центре Вселенной, поддерживает связь и гармонию между планетами, вращая их вокруг себя силой притяжения, и потоки солнечных лучей приводят в движение весь космос. В молитвах это светило называют цепью, соединяющей все сущее, притягательным и искупительным началом, освобождающим и вдохновляющим силы оплодотворенной им природы.

В Древней Греции солнце считалось глазом Зевса.

У платоников Солнце — «автор всего видимого.., порождения, питания и роста». Тепло и свет Солнца — созидание и мудрость. У пифагорейцев десять солнц — циклическое совершенствование.

У греков Солнце — глаз Зевса. Аполлон в облике Солнца убивает Пифона тьмы. У орфиков Солнце — «Отец всего», «Великий Создатель и питатель всего сущего, правитель мира». Солнце — сердце, а Луна печень вселенной.

Северная традиция[править]

У кельтов — женское начало.

скандинавской легенде о смерти молодого красивого бога света Бальдра, но обе эти легенды основаны на символической теме солнечного затмения, его исчезновения в ночные часы или сезонного усиления и уменьшения силы его свечения.

В Скандинавии солнце считалось глазом Одина.

У народов Скандинавии — глаз Одина (Бодана), всевидение. Солнце изображается в виде солнечного змея.

У тевтонов: Солнце — женщина и Мать, а Луна — Отец.

У славян солнечный бог изображается в облике прекрасного юноши или, временами, как рождающееся ежедневно и ежедневно же умирающее; в символике славян Солнце и Луна могуть меняться полами.

Оно было императорской эмблемой в Китае, знаком «ян» в даосской философской системе, но никогда не считалось верховным божеством в китайском пантеоне. Подобно многим другим народам, китайцы символически выразили разрушительные аспекты солнечной мощи в мифе о том, как множество солнц разогрело землю до раскаленного состояния: дес ять солнц отказались нести свои небесные вахты по очереди и вышли светить одновременно;

У китайцев ян, «великое мужское начало», Небо, глаз дня, активная сила, оживляющая землю. Солнце — один из двенадцати символов власти. Десять Солнц на дереве символизируют конец цикла. Петух и трехлапый «красный» ворон живут на Солнце: три ноги символизируют восходящее, полуденное и заходящее солнце.

Японский миф предлагает несколько фарсовую трактовку этой темы: богиня солнца Аматэрасу пряталась в пещере, и потребовалась хитрость, чтобы выманить ее оттуда.

В Японии люди ходили вокруг Священной горы Фудзиямы, а в Осаке — сто раз обходили священную ограду, нараспев повторяя при этом молитвы.

У японцев Солнце — богиня женщин и змей Аматерасу; «та, что владеет великим солнцем», рожденная из левого глаза Идзанаги и от кого, как считается, происходит микадо — восходящее Солнце. Символ Японии.

Предлагаем ознакомиться  Что означает цвет роз в букете

Согласно мистическим представлениям чорти (майя), солнечные лучи распространяют материальный и духовный свет, озаряющий мир и человеческий разум, и наделяют предметы магической силой, исчезающей с заходом Солнца.

Находясь в зените, точке, расположенной прямо над храмом, в котором определяется время начала сезона дождей, Солнце может видеть всю Вселенную. Древние мексиканцы и майя называли эту точку глазом Солнца и изображали его в виде двойного кружка на месте глаза на фигурках бога дождя Тлалока.

Для американских индейцев движение Солнца по его дневной и годовой траектории служит символом цикла человеческой жизни.
Это светило принимает человеческий облик, чтобы поднять горизонты человека до божественного уровня; оно — модель настоящего человека. Солнце олицетворяет собой закон вечного обновления.

Верховный бог инков Виракоча, создатель и вдохновитель всего сущего,— Дух, могущество которого проявляется в Солнце, а земным воплощением служит царь, Сын Солнца. Мумии умерших правителей переносили на рыночную площадь в Куско и поклонялись им столь же ревностно, как и образам богов.
В пышном храме Куско антропоморфный образ Виракочи, повернутый лицом к востоку, был окружен множеством сверкающих лучей.

Четырьмя солнцами ацтеки называли четыре эпохи существования человечества, которые предшествовали пятой (той, в которой мы живем). Эти эпохи связаны с четырьмя природными стихиями, странами света и божествами.

 — Первое Солнце, науи-Оцелотлъ (четыре-Ягуар), связанное с Землей, Севером и богом Тецкатлипокой, символизирует ночное движение Солнца.
 — Второе, науи-Эхекатлъ (четыре-Ветер), связанное с Воздухом, Западом и богом Кетцалькоатлем, изображаемым в виде обезьяны с надутыми щеками,— это заходящее Солнце.
 — Третье, науи-Квиауитлъ (четыре-Дождь, или Солнце Огненного Дождя), связанное с Огнем, Югом и богом Тлалоком, уступило место
 — науи-Атлю (четыре-Вода), соответствующему Востоку, богине воды Кальчиуитлики, а затем
 — пятому Солнцу, науи-Оллину (четыре-Движение), посвященному Тонатиу,— это Солнце погибнет в результате землетрясения.

Символом Солнца, находящегося в зените, выступает бог Уицлипочтли.

Ацтеки верили, что для придания Солнцу энергии, необходимой для движения и, главное, ежедневного возрождения, светило следует кормить. Отсюда и пошел обычай ритуальных жертвоприношений — ведь насытить Солнце можно только человеческой кровью (драгоценной водой).

Древние инки особо подчеркивали, что являются «детьми Солнца»; перуанский бог Солнца изображался в виде человека с дискообразным золотым лицом. В ацтекском культе Пятого Солнца бог войны Уицилопочтли требовал новых и новых жертв для поддержания сил солнца — защитника человеческой расы. … обе эти легенды основаны на символической теме солнечного затмения, его исчезновения в ночные часы или сезонного усиления и уменьшения силы его свечения.

У ацтеков: чистый дух, воздух, Кетцалькоатль; орел символизирует восходящее Солнце и небесное начало, а тигр или падающий орел — заходящее Солнце и земное начало. Хохлатая змея — солнечный символ. Ацтеки и инки были «детьми Солнца».

У инков солнце изображается в форме человека с лицом в виде испускающего лучи золотого диска и считалось «предком».

Оцените статью
Сонник
Adblock detector