ПОСТНЫЕ ДНИ СРЕДА И ПЯТНИЦА ПО ТИПИКОНУ. После окончания П — православная социальная сеть «Елицы»

Почему православные постятся в среду и пятницу

Помимо четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского) существует христианская традиция еженедельного воздержания. Это и есть пост по средам и пятницам. Пост в среду установлен в память о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу – в воспоминание о страданиях на кресте и смерти Спасителя.

В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост (кроме случаев телесной немощи), лишался сана. Миряне же отлучались от Церкви.

^ трапеза в пятидесятницу

В Светлую Седмицу «разрешаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся» (глава 32, стр. 86)

В течение Пятидесятницы, т.е. от Недели Антипасхи до Троицы в понедельник, среду и пятницу положено две трапезы: первая – сухоядение, вторая – «совершеннее ясти» (глава 32), т.е. вареная пища с елеем. Некоторые же разрешают и на рыбу (глава 33). Безусловно рыба положена в Праздники Преполовения Пятидесятницы и Отдания Пасхи.

От Троицы до Недели Всех святых – разрешение на вся, включая среду и пятницу.

^ успенский пост

В будние дни, кроме субботы и воскресения, положена одна трапеза в 9-й час (15.00). В понедельник, среду и пятницу – сухоядение, во вторник и четверг – вареная пища без растительного масла. В субботу и воскресение – две трапезы с растительным маслом и вином. Рыба разрешается только на Преображение.

^ пост свв. апостолов:

Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных. Согласно первому (глава 34):

В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9-й час (15.00), сухоядение.

Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говорится, но по общей логике текста (из противопоставления понедельнику, среде и пятнице) можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня (т.е. до 15.00) и соответственно вкушать однажды в день во все дни недели оговаривается специально.

Предлагаем ознакомиться  Булавка от сглаза: как правильно приколоть и носить оберег

В субботу и воскресный день разрешается рыба. Относительно количества трапез прямо не говорится, однако пост как полное воздержание в субботние и воскресные дни Типикон прямо запрещает, поэтому очевидно, что положено две трапезы – днем и вечером (например, см. о сочельнике Рождества Христова и Богоявления: «в субботу или неделю пост не бывает» (стр. 351, глава 48, декабря 25)).

Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» (праздник средний), то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу.

Если память такого святого (средний праздник) выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея. Трапеза при этом поставляется одна в день.

Если же в среду или пятницу будет память бденного святого или престольный праздник, то разрешается рыба. Относительно количества трапез Типикон опять умалчивает, но по общей логике одна трапеза при разрешении на рыбу оговаривалась особо, поэтому логично предположить, что в такие праздники положено вкушать две трапезы в день.

Другой чин (глава 35 и 51 частично) предполагает следующее:

Во вторник и четверг вкушать один раз в день вареную пищу без елея одно блюдо около 15.00 часов. Также на трапезе поставляется «ино сухоядение», т.е. сырые и моченые овощи и фрукты.

В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение «хлеб и воду и сим подобная», однажды в день.

В субботу и воскресенье – две трапезы вареной пищи с елеем и рыбой. По два блюда.

Относительно послабления поста в праздники второй чин не дает особых, отличных от приведенных выше указаний.

Таким образом, между двумя чинами всего несколько различий. Первый предполагает вкушение во вторник и четверг две трапезы с елеем и вином, а второй благословляет вкушать единожды в день и без елея, если только не случится праздник. Все остальные положения двух чинов Петрова поста схожи.

«не поститесь с лицемерами»

Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят – в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» – тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда – постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», – гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей…

Предлагаем ознакомиться  Черная и белая магия: в чем различие

Иерей Владимир Хулап, кандидат богословия, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП

Пост среды и пятницы – одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник.

Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I – начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».

Перед нами – традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота.

Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» – следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»).

Но кто такие «лицемеры» и почему было необходимо выступать против их поста на самой заре церковной истории?

Долгожданный дождь

Общеобязательным постным днем для иудеев в I в. Р. Х. был День Очищения (Йом Киппур). К нему добавлялись четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий: начала осады Иерусалима (10 тевета), завоевания Иерусалима (17 тамуза), разрушения Храма (9 ава) и убийства Годолии (3 тишри). В случае наступления тяжелых бедствий – засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. д. – могли объявляться особые периоды поста.

Предлагаем ознакомиться  Камень Перидот: свойства камня для знаков зодиака, фото

Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» («Посты»). Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий – засуха. Осенью, в месяце мархешван (начало периода дождей в Израиле, октябрь – ноябрь по нашему солнечному календарю), назначался особый пост о даровании дождя:

«Если дожди не пошли – отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета (ноябрь – январь), однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне.

Пост в среду и пятницу

В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Следовательно, рацион включает один прием пищи без масла в холодном виде – сухоядение.

Но важно учитывать, что данное правило распространялось на мужские монастыри. Ведь между мужчиной-монахом и мирским человеком, живущим семейной жизнью, существует значительная разница.

^ заключение

Завершая обзор устава о посте, изложенного в Типиконе, хочется подчеркнуть, что он сформировался на основе живого опыта многовековой аскетической жизни наших предков и считался исполнимым для каждого среднего человека. В житиях преподобных отцев нередко описываются дивные и превосходящие человеческое разумение подвиги поста.

Одни святые отцы не вкушали весь Великий Пост, другие, постились до 9-го часа ежедневно и вкушали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вкушали не только молока, но даже рыбу, а елей поставляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. Примеры подобного постничества можно встретить даже в жизнеописаниях афонских старцев 19-20 вв.

Посему представляется весьма полезным сознавать свою немощь в постническом подвиге, сравнивая общепринятые сегодня обычаи православного постнического делания и рекомендации Церковного устава. А также, с благословения духовных отцев, разнообразить личный постнический подвиг, принимая для себя за правило хотя бы то или иное отдельное требование устава на определенный период времени – к примеру, на ныне начавшийся Рождественский пост.

Оцените статью
Сонник
Adblock detector