Виды, названия и цвета драгоценных камней для украшений и ювелирных изделий: список, краткое описание с фотографиями. Как отличить натуральный настоящий камень от подделки, от стекла в украшениях?

Жемчуг

Природное образование, извлекаемое из раковин, тяжелее подделки. Перлы имеют неровную поверхность, а у имитации она гладкая. Если две жемчужины потереть друг о друга, они цепляются.

Один из самых надежных способов — это провести жемчугом по зубам. Натуральный камень скрипит. Если перл уронить на пол, он будет подпрыгивать. Натуральный жемчуг можно поцарапать, и следа не останется. Цена натурального, культивированного и имитации отличается.

Изумруд

Если природный кристалл рассмотреть в лупу, можно увидеть трещины с газожидкими включениями. Иногда за них принимают воздушные пузырьки в подделке.

Синтетический изумруд можно проверить, направив на него ультрафиолетовый фонарик. Если камень люминесцирует неестественным цветом, он синтетический. Натуральный имеет красновато-бурый оттенок под ультрафиолетом. Этот способ не является точным. Изумруд колумбийский не изменит своей окраски.

Как определить, натуральный камень или искусственный? Природный минерал имеет четкие грани, а у синтетического они стертые. Искусственный кристалл — с желтоватым отливом.

Более мелкие изумруды склеивают в одно изделие. Для подделки используют другие кристаллы. Так получают крупные образцы, склеивая мелкий изумруд с синтетической шпинелью, бериллом, кварцем.

Качественный изумруд имеет насыщенный цвет. По характеру включений геммолог определяет месторождение камня. Изумруды из Колумбии подкрашивают. Проверить это можно в домашних условиях. Минерал помещают в воду со стиральным порошком.

Как определить настоящий камень самостоятельно?

Существуют простые способы определения имитации:

  • теплом;
  • на слух;
  • на вес;
  • ногтем.

Минерал надо взять в руки и подержать. Природный материал холодный и тяжелый. Все минералы имеют включения. Изделие рассматривают при разном освещении. Для этого используют лупу, выбирая модель с увеличением в 10 крат. При осмотре кристалл двигают вверх-вниз, чтобы получить четкое изображение на глубине.

Самоцвет можно протереть влажной салфеткой. Если на ткани остался след краски, не покупайте украшение.

Чистота и идеальность камня является признаком подделки. Перед покупкой самоцвета следует изучить такую информацию:

  • оттенки кристалла;
  • способы огранки;
  • месторождения.

Синтетический кристалл определяют при помощи ультрафиолетового фонарика. Если камень имеет яркое свечение, значит, он синтезированный.

Натуральный камень царапает стекло. Существуют способы и признаки, по которым определяется подлинность кристалла.

Какие камни имитируют?

Для подделки ювелирных камней часто используют стекло и пластмассу. С помощью этих материалов имитируют такие камни: сердолик, хризопраз, бирюзу и так далее. Для подделки рубина используют шпинель и стекло.

Применяют также склеенные дуплеты. Камни комбинируют вместе со стеклом. Как отличить драгоценный камень от стекла? Подделку легко распознать с помощью лупы. В месте склеивания будут расположены пузырьки.

Для имитации драгоценных минералов используют:

  1. Натуральные минералы более низкого качества.
  2. Синтетические камни.
  3. Стекло.
  4. Пластик.
  5. Спрессованные кристаллы.
  6. Составные камни (дуплет, триплет).

Определить подлинность украшения без специальных знаний сложно. При покупке драгоценного камня у ювелира лучше обратиться к оценщику.

Оптические свойства

В ряду физических свойств драгоценных камней оптические свойства играют главенствующую роль, определяя их цвет и блеск, сверкание («огонь») и люминесценцию, астеризм, иризацию и прочие световые эффекты. При испытании и идентификации драгоценных камней также все большее место отводится оптическим явлениям.

Оценка качества минералов

Геммологическая экспертиза — это исследование подлинности камней. Контроль качества изделий происходит следующим образом. Первая оценка — визуальная. Геммолог рассматривает минерал при помощи лупы. При этом осмотре отсеивают брак:

  • сколы;
  • царапины;
  • потертости.

Существуют характерные включения для каждого минерала. Геммолог отправляет изделие на дополнительные исследования, если обнаружил признаки:

  • неравномерность окраски;
  • пузыри.

В центрах экспертизы и оценки используют такие приборы:

  1. Рефрактометр.
  2. Полярископ.
  3. Фильтр Челси.
  4. Джим-тестер.

При помощи полярископа определяют погасание образца. Геммолог сразу сможет установить, стекло это или минерал.

Предлагаем ознакомиться  Деньги из башмачка святого Спиридона Тримифунтского

Рефрактометром измеряют величину преломления, которая отличается для каждого материала. Для исследования используют иммерсионную жидкость. При помощи пипетки наносят несколько капель и закрывают защитным стеклом. Показания снимают через 30 секунд. После этого сравнивают с данными таблицы и определяют, какой минерал принесли на оценку.

Как отличить натуральный камень от искусственного? Фильтр Челси помогает установить происхождение изумрудов, сапфиров и рубинов. Некоторые геммологи считают, что прибор утерял свою актуальность. Синтетические изумруды сложно различить даже при помощи оборудования.

Джим-тестер измеряет теплопроводность минерала.

В лаборатории определяют:

  • подлинность;
  • происхождение;
  • наличие облагораживания.

Принцип оценки камня получил название «правило 4 C». Это такие критерии, как масса, цвет, чистота и качество.

Синтетические камни

Аналоги создаются специально для ювелирных украшений, при этом цена изделий ниже. Синтезированные минералы имеют:

  • максимальную чистоту;
  • высокие оптические свойства;
  • насыщенность цвета.

Кроме аналогов, которые обладают схожими свойствами, ученые создали и искусственные камни — фианиты и другие.

Производство синтетических изделий растет, совершенствуются и технологии. Покупатель имеет право выбирать. Одни хотят иметь уникальные камни, других интересует только внешняя красота. Потребитель хочет получить то изделие, которое указано на бирке.

Спайность и излом

Многие минералы раскалываются или расщепляются по ровным плоским поверхностям. Это свойство минералов называется спайностью и зависит от строения их кристаллической решетки, от сил сцепления между атомами. Различают спайность весьма совершенную (эвклаз), совершенную (топаз) и несовершенную (гранат).

Наличие спайности необходимо учитывать при шлифовке и огранке камней, а также при вставке их в оправу. Сильное механическое воздействие может вызвать раскол (трещину) по спайности. Часто для этого бывает достаточно легкого удара или чрезмерного надавливания при определении твердости. Термические напряжения, возникающие в процессе ювелирной газоплазменной пайки, могут приводить к образованию в камне трещин спайности, а это не только снижает ценность камня, но и чревато опасностью того, что он в дальнейшем и вовсе расколется по возникшим трещинам. Огранка фасетами драгоценного камня с весьма совершенной спайностью (например, эвклаза) требует большого искусства.

Прежде спайность использовалась для аккуратного расчленения крупных камней на части или для отделения дефектных участков. Самый большой из когда-либо найденных алмазов ювелирного качества «Куллинан» (3106 кар) был в 1908 г. расколот по спайности на три крупных куска и множество мелких частей. Теперь подобные операции выполняются преимущественно путем распиловки, что позволяет лучше использовать форму камня.

Форму поверхности фрагментов, на которые распадается минерал при ударе, называют изломом. Он бывает раковистым (похожим на отпечаток раковины), неровным, занозистым, волокнистым, ступенчатым, ровным, землистым и пр. Иногда излом может служить диагностическим признаком, позволяющим различать сходные по внешнему облику минералы. Раковистый излом типичен, например, для всех разновидностей кварца и для имитаций драгоценных камней из стекла.

Твердость

Применительно к минералам и драгоценным камням под твердостью понимают, во-первых, твердость при царапаньи (или твердость царапанья) и, во-вторых, твердость при шлифовании. Твердость царапанья прежде, когда оптические методы исследования еще не были столь развиты, как сейчас, играла большую роль при определении драгоценных камней.

Сегодня проверка твердости путем царапанья проводится, вообще говоря, лишь у менее ценных камней и в основном коллекционерами. Для профессионального испытания точность такого определения твердости слишком низка. Кроме того, очень велика связанная с ним опасность повреждения камня. Правда, основное преимущество метода царапанья состоит в том, что он позволяет простыми средствами определять драгоценные камни в первом приближении. В минералогии этот способ по-прежнему широко применяется.

Метод определения твердости путем царапанья принадлежит венскому минералогу Фридриху Моосу. Моос определил твердость царапанья как сопротивление, оказываемое минералом при царапанье его поверхности острым контрольным предметом. Камни, имеющие твердость по Моосу выше 7, считаются твердыми. О минералах с твердостью от 8 до 10 говорят, что они имеют «твердость драгоценных камней».

Однако это не совсем удачное определение, ибо драгоценные камни характеризуются не только высокой твердостью, хотя она и представляет собой весьма ценное для них качество. Драгоценные камни с твердостью ниже 7 по Моосу нестойки против вездесущей пыли, которая всегда содержит мельчайшие зерна кварца (его твердость по Моосу 7), а потому повреждает полировку и ухудшает блеск мягких камней.

Предлагаем ознакомиться  Приснилось, что мама беременна: сонник. Толкование сновидения о беременности матери.

При определении твердости царапанья необходимо следить за тем, чтобы последнее производилось только острым краем образца и только на ровных и свежих поверхностях. У ребристых образований, листоватых кристаллов или выветренных с поверхности штуфов значения твердости царапанья получаются заниженными.

Некоторые драгоценные камни имеют на разных гранях, равно как и по разным направлениям, совершенно различную твердость. Например, у кианита на гранях переднего пинакоида твердость по Моосу составляет в продольном направлении (по удлинению кристалла) 4,5, а в поперечном — 6-7. Поэтому кианит называют также дистеном — «оказывающим двоякое сопротивление».

Большие различия в твердости существуют также у алмаза. Только благодаря этому вообще возможно шлифовать алмаз — самый твердый из известных материалов (твердость 10). Шлифовальщик драгоценных камней обязательно должен знать различия в их твердости (как при царапанье, так и при шлифовании), ибо в этом состоит одна из важных предпосылок успешной работы мастера.

Шкала твердости царапанья по Моосу — относительная шкала. С ее помощью можно установить лишь, каким минералом царапается другой (испытуемый) минерал. О том, насколько возрастает (в количественном выражении) твердость от ступени к ступени шкалы Мооса, ничего сказать нельзя. А этот рост в действительности резко различается, как видно из приведенной ниже таблицы, где сопоставлены значения твердости по Моосу и значения абсолютной твердости (твердости шлифования в воде по А. Розивалю).

Относительная и абсолютная шкала твердости

Твердость царапанья (по Моосу) Эталонный минерал Простейший способ определения твердости Твердость шлифования (по Розивалю)12345678910

Тальк Скоблится ногтем 0,03
Гипс Царапается ногтем 1,25
Кальцит Царапается медной монетой 4,5
Флюорит Легко царапается ножом 5
Апатит Еще царапается ножом 6,5
Ортоклаз Царапается стальным напильником 37
Кварц Царапает оконное стекло 120
Топаз 175
Корунд 1 000
Алмаз 140 000

Твердость самоцветов по шкале Мооса

Алмаз 10
Рубин 9
Сапфир 9
Александрит 8,5
Хризоберилл 8,5
Цейлонит 8
Родицит 8
Шпинель 8
Таафеит 8
Топаз 8
ИАГ-гранат (гранатит) 8
Аквамарин 7,5—8
Берилл 7,5—8
Ганит 7,5—8
Пейнит 7,5—8
Фенакит 7,5—8
Изумруд 7,5—8
Альмандин 7,5—8
Андалузит 7,5
Эвклаз 7,5
Гамбергит 7,5
Уваровит 7,5
Кордиерит 7—7,5
Данбурит 7—7,5
Гроссуляр 7—7,5
Пироп 7—7,5
Спессартин 7—7,5
Ставролит 7—7,5
Турмалин 7—7,5
Аметист 7
Авантюрин 7
Горный хрусталь 7
Цитрин 7
Дюмортьерит 7
Дымчатый кварц (раухтопаз) 7
Розовый кварц 7
Тигровый глаз 7
Циркон 6,5—7,5
Агат 6,5—7
Аксинит 6,5—7
Халцедон 6,5—7
Хлоромеланит . 6,5—7
Хризопраз 6,5—7
Демантоид 6,5—7
Окаменелое дерево 6,5—7
Жадеит 6,5—7
Яшма 6—7
Корнерупин 6,5—7
Перидот (хризолит) 6,5—7
Танзанит 6,5—7
Галлиант 6,5
Перистерит 6,5
Соссюрит 6,5
Сингалит 6,5
Смарагдит 6,5
Везувиан 6,5
Силлиманит 6—7,5
Касситерит 6—7
Эпидот 6—7
Гидденит 6—7
Кунцит 6—7
Амазонит 6—6,5
Авантюриновый полевой шпат 6—6,5
Бенитоит 6—6,5
Эканит 6—6,5
Фабулит 6—6,5
Лабрадор 6—6,5
Лунный камень 6—6,5
Нефрит 6—6,5
Ортоклаз 6—6,5
Петалит 6—6,5
Пренит 6—6,5
Пирит 6—6,5
Рутил 6—6,5
Амблигонит 6
Битовнит 6
Санидин 6
Тугтупит 6
Гематит 5,5—6,5
Опал 5,5—6,5
Родонит 5,5—6,5
Тремолит 5,5—6,5
Актинолит 5,5—6
Анатаз 5,5—6
Бериллонит 5,5—6
Элеолит 5,5—6
Гаюин 5,5—6
Периклаз 5,5—6
Псиломелан 5,5—6
Содалит 5,5—6
Бразилианит 5,5
Хромит 5,5
Энстатит 5,5
Лейцит 5,5
Молдавит 5,5
Натролит 5,5
Виллемит 5,5
Скаполит 5—6,5
Канкринит 5—6
Диопсид 5—6
Гиперстен 5—6
Ильменит 5—6
Лазурит 5—6
Лазулит 5—6
Танталит 5—6
Бирюза 5—6
Датолит 5—5,5
Обсидиан 5—5,5
Томсонит 5—5,5
Титанит 5—5,5
Апатит 5
Аугелит 5
Диоптаз 5
Гемиморфит 5
Смитсонит 5
Страз 5
Вардит 5
Кианит 4,5 и 7
Апофиллит 4,5—5
Шеелит 4,5—5
Цинкит 4,5—5
Колеманит 4,5
Варисцит 4—5
Пурпурит 4,5
Баритокальцит 4
Флюорит 4—4,5
Магнезит 4
Родохрозит 4
Доломит 3,5—4,5
Сидерит 3.5—4
Арагонит 3,5—4,5
Азурит 3,5—4
Куприт 3,5—4
Халькопирит 3,5—4
Малахит 3,5—4
Сфалерит 3,5—4
Церуссит 3,5
Говлит 3,5
Витерит 3,5
Кораллы 3—4
Жемчуг 3—4
Ангидрит 3—3,5
Барит 3
Кальцит 3
Курнаковит 3
Вульфенит 3
Гагат 2,5—4
Крокоит 2,5—3
Гарниерит 2,5—3
Гейлюссит 2,5
Прустит 2,5
Серпентин 2,5
Хризоколла 2—2,5
Слоновая кость 2—4
Янтарь 2—3
Морская пенка (сепиолит) 2—2,5
Алебастр 2—2,5
Улексит 2
Вивианит 1,5—3
Стихтит 1,5—2,5
Сера 1,5—2
Предлагаем ознакомиться  Сонник Аквариум с рыбками. К чему снится Аквариум с рыбками видеть во сне - Сонник Дома Солнца

Цвет

Цвет — первое, что бросается в глаза при взгляде на всякий драгоценный камень. Однако для большинства камней их цвет не может служить диагностическим признаком, так как многие из них окрашены одинаково, а некоторые выступают в нескольких цветовых обличиях.

Причиной различных окрасок является свет, то есть электромагнитные колебания, лежащие в определенном интервале длин волн. Человеческий глаз воспринимает только волны так называемого оптического диапазона — примерно от 400 до 700 нм. Эта область видимого света подразделяется на 7 главных частей, каждая из которых соответствует определенному цвету спектра: красному, оранжевому, желтому, зеленому, голубому, синему, фиолетовому.

При смешении всех спектральных цветов получается белый цвет. Если, однако, какой-либо интервал длин волн абсорбируется («поглощается»), из смеси остальных цветов возникает определенная — уже не белая — окраска. Камень, пропускающий все длины волн оптического диапазона, кажется бесцветным; если же, напротив, весь свет поглощается, то камень приобретает самую темную из видимых окрасок — черную.

При частичном поглощении света по всему видимому диапазону волн камень выглядит мутно-белым или серым. Но если, наоборот, абсорбируются только вполне определенные длины волн, то камень приобретает окраску, соответствующую смешению оставшихся непоглощенными частей спектра белого света. Главными носителями цвета — хромофорами, обусловливающими окраску драгоценных камней, — являются ионы тяжелых металлов: железа, кобальта, никеля, марганца, меди, хрома, ванадия и титана, способные абсорбировать определенные длины волн в видимой области. Эти ионы часто присутствуют в столь малых количествах, что даже не находят отражения в химических формулах.

Окраска циркона и некоторых других минералов вызывается не ионами-хромофорами, а деформациями кристаллической решетки, точнее, возникновением в ней радиационных дефектов под воздействием радиоактивного излучения, что вызывает селективное (избирательное) поглощение света.

На поглощение света и тем самым на окраску кристалла влияет также длина пути, проходимого в нем световыми лучами. Соответственно при шлифовке необходимо стремиться использовать это обстоятельство к максимальной выгоде для камня. Светлоокрашенные камни шлифуются более толстыми, а при огранке фасеты наносятся с таким расчетом, чтобы удлинить путь прохождения лучей сквозь камень, то есть усилить абсорбцию.

Цвет драгоценных камней зависит также от освещения, поскольку спектры искусственного (электрического) и дневного (солнечного) света различны. Существуют камни, на окраску которых искусственный свет оказывает неблагоприятное влияние (сапфир), и такие, которые при вечернем (искусственном) свете только выигрывают, усиливая свое сияние (рубин, изумруд). Но резче всего перемена цвета выражена у александрита: днем он выглядит зеленым, вечером — красным.

Несмотря на то что для драгоценных камней цвет играет столь большую роль, практические способы его объективной оценки (кроме случая алмаза) не разработаны. Сравнительные таблицы цветов — лишь весьма скудный суррогат, оставляющий широкий простор для субъективных суждений. Применяемые в научном цветоведении измерительные методы для ювелирной промышленности и торговли чересчур сложны и требуют слишком больших затрат.

Оцените статью
Сонник
Adblock detector