Стослоговая мантра Ваджрасаттвы

Что дает мантра ваджрасаттвы?

Очень полезно петь или слушать эту мантру для медитации, когда ваш ум неспокоен или запутан: мантра Ваджрасаттвы поможет успокоить его волнение, даст сосредоточение, очищение от негативных ментальных засоров.

Кроме того, считается, что мантра Ваджрасаттвы имеет способность очищать карму², нести умиротворение, облегчать страдания практикующего, и стать причиной саморазвития и просветления в целом.

На физическом уровне она поможет справиться с хроническими заболеваниями. Очистит от вредных качеств, таких как злость, зависть, ненависть.

На духовном уровне с помощью повторений этой удивительной мантры для медитаций можно трансформировать сознание, поднять его на более продвинутый уровень, необходимый для серьезных техник.

Что сказано в тантре чистого раскаяния?

«Стослоговая мантра Ваджрасаттвы – самая суть сердца всех сугат. Она очищает все ослабления и нарушения обетов и все омрачения. Если это самое высшее выражение раскаяния повторить сто восемь раз подряд, то можно восстановить все ослабленные и нарушенные обеты и спастись от падения в низшие миры.

Тот, кто избирает повторение стослоговой мантры для медитаций своей ежедневной практикой и выполняет её, уже при жизни становится сыном для будд трёх времён и получает их покровительство, а после смерти, несомненно, станет лучшим из бодхисаттв».

И сказано ещё, что «если ты усердствуешь в практике этого созерцания и чтении мантры, тогда очистишься полностью от своих малых и средних злодеяний. Твои большие злодеяния не будут разрастаться, но угаснут и постепенно полностью смоются».

Цепляние за истинно обоснованное существование и очищение

Как мы видели, именно цепляние за истинно обоснованное (истинно установленное) существование стоит за жаждой и получающими эмоциями и состояниями ума – умственными факторами, которые приводят в действие кармические последствия, особенно во время умирания, так что эти последствия приносят свои кармические результаты.

Мы также видели, что даже временные очищающие методы, в частности практика мантры Ваджрасаттвы, требуют хотя бы общего понимания пустотности вещей от истинного обоснованного существования. Нам нужно осознавать, что видимости истинно обоснованного существования, которые наш ум проецирует на все явления, не соответствуют тому, как они существуют на самом деле. Истинно обоснованного существования нет.

Из-за проекции истинно обоснованного существования и веры в него, мы можем испытать множество эмоционально болезненных переживаний. Например, мы можем цепляться за:

  • существование разрушительного кармического действия, которое мы совершили, как истинно обоснованного «плохого» действия, независимо от умственного обозначения «плохой»;
  • существование самих себя как истинно обоснованных «плохих людей», поскольку мы совершили это действие;
  • существование кармических результатов этого действия как истинно обоснованного «неизбежного вечного наказания».

В этом случае цепляние за истинно обоснованное существование вызывает такое беспокоящее состояние ума, как вина.

Точно так же мы можем цепляться за:

  • существование созидательного кармического действия, которое мы совершили, как истинно обоснованного «хорошего» действия;
  • существование нас самих в качестве истинно обоснованных «хороших людей», поскольку мы это сделали;
  • существование кармических результатов действия как истинно обоснованной «непременной награды».

Такое цепляние вызывает беспокоящую эмоцию гордыни.

Понимание пустотности, сопровождающее нашу практику мантры Ваджрасаттвы, может быть не столь точным и тонким, и в этом случае оно не позволит нам полностью очиститься от кармических последствий. Тем не менее, хотя бы некоторая медитация на пустотность наших кармических действий, нас самих и так далее не только полезна, но и необходима. Благодаря ей мы можем избавиться (хотя бы временно) от вины, гордыни и проблем, к которым они приводят.

Даже если мы делаем практику Ваджрасаттвы без правильного понимания пустотности, но с чистой мотивацией и хорошим сосредоточением, четыре противодействующих силы смогут временно очистить кармические последствия, хотя бы в некоторой степени. Это схоже с тем, как медитация на непривлекательность временно помогает преодолеть страстное желание и привязанность.

Медитация на непривлекательность чужого или нашего собственного тела, когда мы представляем его без кожи, может устранить сиюминутное страстное желание и привязанность к этому телу. Однако она не предотвратит дальнейшее появление страстного желания и привязанности, потому что мы не воздействовали на коренную причину повторного возникновения страстного желания и привязанности, а именно на цепляние за истинно обоснованное существование, не говоря уже о том, чтобы его устранить.

Вариации мантры

Приведённая выше мантра – универсальная форма стослоговой мантры. Она встречается в большинстве практик крия-тантры, чарья-тантры и йога-тантры, а также в ануттарайога-тантре – в практиках Гухьясамаджи, Махачакры Ваджрапани и Калачакры. Тем не менее, есть несколько вариаций стослоговой мантры: она может заканчиваться на АХ ХУМ ПХАТ, на АХ ХУМ или просто на АХ. Можно использовать любую.

Предлагаем ознакомиться  Заговор на слюну чтобы тосковал и скучал поможет напустить тоску на расстоянии

В практиках Ваджрабхайравы (rDo-rje ’jigs-byed), также известного как Ямантака (gShin-rje gshed):

  • ОМ ЯМАНТАКА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ используется вместо ОМ ВАДЖРА-САТТВА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ,
  • ЯМАНТАКА ТВЕНО-ПАТИШТА вместо ВАДЖРА-САТТВА ТВЕНО-ПАТИШТА,
  • ЯМАНТАКА МА МЕ МУНЧА вместо САРВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА МА МЕ МУНЧА,
  • ЯМАНТАКА БХАВА место ВАДЖРИ БХАВА.

Во многих практиках Чакрасамвары (’Khor-lo sdom-pa, ’Khor-lo bde-mchog), также известного как Херука (He-ru-ka), и в практике Ваджрайогини (rDo-rje rnal-’byor-ma), также известной как Ваджраварахи (rDo-rje Pag-mo):

  • ОМ ВАДЖРА ХЕРУКА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ используется вместо ОМ ВАДЖРА-САТТВА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ,
  • ХЕРУКА ТВЕНО-ПАТИШТА вместо ВАДЖРА-САТТВА ТВЕНО-ПАТИШТА,
  • ВАДЖРА ХЕРУКА МА МЕ МУНЧА вместо САРВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА МА МЕ МУНЧА,
  • ХЕРУКА БХАВА вместо ВАДЖРИ БХАВА.

Во многих практиках Хеваджры (Kyai rdo-rje):

  • ОМ ШРИ ВАДЖРА ХЕРУКА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ используется вместо ОМ ВАДЖРА-САТТВА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ,
  • ХЕРУКА ТВЕНО-ПАТИШТА вместо ВАДЖРА-САТТВА ТВЕНО-ПАТИШТА,
  • СУТОШЬЁ МЕ БХАВА, АНУРАКТО МЕ БХАВА, СУПОШЬЁ МЕ БХАВА вместо СУТОШЬЁ МЕ БХАВА, СУПОШЬЁ МЕ БХАВА, АНУРАКТО МЕ БХАВА,
  • ВАДЖРА ХЕРУКА МА МЕ МУНЧА вместо САРВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА МА МЕ МУНЧА,
  • ХЕРУКА БХАВА вместо ВАДЖРИ БХАВА.

Во многих практиках Гухьясадханы Хаягривы (rTa-mgrin gsang-sgrub):

  • ОМ ПАДМА-САТТВА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ используется вместо ОМ ВАДЖРА-САТТВА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ,
  • ПАДМА-САТТВА ТВЕНО-ПАТИШТА вместо ВАДЖРА-САТТВА ТВЕНО-ПАТИШТА,
  • ПАДМА-САТТВА МА МЕ МУНЧА вместо САРВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА МА МЕ МУНЧА,
  • ПАДМА-САТТВА БХАВА вместо ВАДЖРИ БХАВА.

Во многих практиках Тамдрина Янгсанга (rTa-mgrin yang-gsang) – одной из форм Хаягривы:

  • ОМ ПАДМА ШРИ ХЕРУКА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ вместо ОМ ВАДЖРА-САТТВА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ,
  • ПАДМА ШРИ ХЕРУКА ТВЕНО-ПАТИШТА вместо ВАДЖРА-САТТВА ТВЕНО-ПАТИШТА,
  • ПАДМА ШРИ ХЕРУКА МА МЕ МУНЧА вместо САРВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА МА МЕ МУНЧА,
  • ПАДМА ШРИ ХЕРУКА БХАВА вместо ВАДЖРИ БХАВА.

Во многих практиках Гуру Ринпоче (Gu-ru rin-po-che) Падмасамбхавы (Pad-ma ’byung-gnas), таких как «Сасум ригдзин» (Sa-gsum rigs-’dzin) и «Янгсанг Дордже Дролло» (Yang-gsang rDo-rje Gro-lod):

  • ОМ ГУРУ ПАДМА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ вместо ОМ ВАДЖРА-САТТВА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ,
  • ГУРУ ПАДМА ТВЕНО-ПАТИШТА вместо ВАДЖРА-САТТВА ТВЕНО-ПАТИШТА,
  • ГУРУ ПАДМА МА МЕ МУНЧА вместо САРВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА МА МЕ МУНЧА,
  • ГУРУ ПАДМА БХАВА вместо ВАДЖРИ БХАВА.

Существует краткая мантра Ваджрасаттвы, которую тоже можно повторять для очищения, хотя её используют не так часто, как стослоговую:

  • ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ, например, в некоторых практиках школы ньингма.

Очищение в соответствии с низшим уровнем мотивации ламрима

На первом шаге очистительного процесса, необходимого для достижения просветления, мы работаем над очищением от отрицательной кармической силы и отрицательных кармических склонностей. Поскольку эти типы отрицательных кармических последствий созревают в виде грубых страданий и худших перерождений, этот уровень практики соответствует начальному уровню мотивации ламрима. Мы сосредоточиваемся на очищении первого из трёх типов истинных страданий.

Чтобы очистить отрицательные кармические последствия, которые созрели бы в ужасный опыт на уровне нашего тела и речи, мы применяем следующие три визуализации – одну комплексную визуализацию для тела и затем ещё одну для речи. При этом мы снова и снова повторяем одну из мантр Ваджрасаттвы. Повторяя мантру в рамках практики сутры или одного из трёх первых классов тантры, мы представляем, как из Ваджрасаттвы, а именно из правого большого пальца его ноги, исходят лучи света, входя в наше тело через макушку и наполняя его.

Очищая тело, мы представляем, как свет (или свет и нектары) наполняют наше тело сверху вниз и все загрязнения покидают его через низшие отверстия, через которые мы ходим в туалет. Очищая речь, мы представляем, как свет (свет и нектары) наполняют наше тело снизу вверх, и загрязнения выходят через верхние отверстия – рот, нос, глазницы, уши.

  • Отрицательные кармические последствия, которые могли бы привести (1) к грубым страданиям (несчастью и боли), (2) и к тому, что с нами случаются события, схожие с нашими прошлыми кармическими действиями, – выходят из нашего тела в виде сажи, смолы и чёрных чернил.
  • Отрицательные кармические последствия, которые могли бы привести (1) к кармическим препятствиям, блокам и изъянам в наших совокупностях и окружающей среде в следующих перерождениях, (2) к физическим и речевым нарушениям в нашем будущем человеческом рождении, а также (3) к моментам, когда нам хочется сделать, сказать или подумать что-либо, что повторяет наши кармические действия в прошлом, – покидают нас в форме соплей, слизи, гноя, фекалий и мочи.
  • Отрицательные кармические последствия, которые в будущем могли бы вызывать любые другие проблемы, например вмешательство вредоносных сил, выходят из нас в форме тех существ, которых мы больше всего боимся, например скорпионов, пауков, крыс и змей.
Предлагаем ознакомиться  Сонник Кушать черный виноград. К чему снится Кушать черный виноград видеть во сне - Сонник Дома Солнца

Очищая ум, мы используем одну и ту же визуализацию три раза, по одному для каждого из этих трёх типов загрязнений: мы представляем их в сердце, по одному за раз, в виде чёрного кома. Повторяя мантру Ваджрасаттвы, мы представляем, как в сердце Ваджрасаттвы вспыхивает молния, попадая в наше сердце и разбивая каждый из комков.

Очищая загрязнения, которые могли бы повредить нашему телу, речи и уму вместе взятым, мы одновременно практикуем визуализации для тела, речи и ума, для каждого из трёх загрязнений.

Практика на уровне нгондро

Если мы практикуем мантру и визуализацию Ваджрасаттвы только в контексте сутры махаяны, наш уровень мотивации ламрима не имеет значения. На любом из трёх уровней нужно рассматривать свою практику как промежуточный шаг на пути к тантрической практике. Когда мы готовы перейти к тантре, мы практикуем медитацию Ваджрасаттвы как часть «нгондро» – комплекса формальных предварительных практик.

Это включает повторение стослоговой мантры 100 000 раз в рамках четырёх, трёх, двух или одной сессии ежедневно, не пропуская ни одного дня, пока мы не закончим. Мы делаем это, чтобы очиститься хотя бы от самых грубых препятствий, которые помешают нашему успеху в тантрической практике, направленной на достижение просветления во благо всех существ.

Предварительная часть

Предварительная часть практики мантры и визуализации Ваджрасаттвы начинается с успокоения ума, когда мы сосредоточиваемся на дыхании, дыша в обычном ритме, через нос. Если ум сильно блуждает, мы подсчитываем циклы дыхания. Если наш ум уже спокоен, мы просто сосредоточиваемся на ощущении, которое возникает, когда воздух проходит через наши ноздри и выходит обратно.

По желанию мы также можем сделать семичастную практику:

  • делаем простирания, выполняемые в контексте надёжного направления и бодхичитты;
  • делаем подношения;
  • открыто признаём наши недостатки и применяем четыре противодействующих силы;
  • сорадуемся нашим и чужим достоинствам, а также достоинствам Ваджрасаттвы как полностью просветлённого осознавания ясного света;
  • просим даровать учение, в данном случае просим об очищении, а именно, чтобы Ваджрасаттва как осознавание ясного света позволил очищению произойти;
  • молимся учителям, чтобы они не уходили, в данном случае – чтобы доступ к Ваджрасаттве как к осознаванию ясного света не прекращался, а продолжался, обеспечивая очищение и помогая нам до самого просветления;
  • посвящаем достигнутое очищение тому, чтобы мы достигли просветления и помогали другим настолько, насколько мы можем.

Затем мы принимаем сознательное решение медитировать сосредоточенно и фокусируемся на точке между бровями, если нам нужно избавиться от вялости ума, или на области пупка, если нам нужно справиться с подвижностью ума.

Если мы не делаем семичастную практику, то просто вспоминаем и открыто признаём свои ошибки, которые мы совершили и хотим очистить, применяя четыре противодействующих силы. В качестве четвёртой противодействующей силы мы выполняем основную часть практики Ваджрасаттвы, принимая сознательное решение хорошо сосредоточиться.

Стослоговая мантра

Тибетское произношение этой мантры отличается от исходного санскритского. Одни тибетские мастера советуют своим ученикам-нетибетцам произносить мантру на тибетский манер, другие – на санскритский. Его Святейшество Далай-лама рекомендует следовать исходному санскритскому прочтению:

ОМ ВАДЖРА-САТТВА САМАЯ МАНУ-ПАЛАЯ, ВАДЖРА-САТТВА ТВЕНО-ПАТИШТА, ДРИДХО МЕ БХАВА, СУТОШЬЁ МЕ БХАВА, СУПОШЬЁ МЕ БХАВА, АНУРАКТО МЕ БХАВА, САРВА СИДДХИМ МЕ ПРАЯЧЧХА, САРВА КАРМА СУЧА МЕ, ЧИТТАМ ШРИЯМ КУРУ ХУМ, ХА ХА ХА ХА ХОХ БХАГАВАН, САРВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА, МА МЕ МУНЧА, ВАДЖРИ БХАВА, МАХА-САМАЯ-САТТВА, АХ ХУМ ПХАТ.

Буквальный перевод этой мантры таков:

Ом Ваджрасаттва, храни свою близкую связь (самайю). Сделай так, чтобы я оставался рядом с этим состоянием Ваджрасаттвы. Сделай так, чтобы я был устойчивым. Сделай так, чтобы я был счастливым. Сделай так, чтобы я был радостным. Сделай так, чтобы я был под защитой. Даруй мне все обычные достижения. Сделай все мои действия превосходными.

Существует несколько объяснений каждой фразы мантры, вот одно из них.

ОМ – семенной слог тела, ВАДЖРАСАТТВА – обладающий умом, крепким, как алмаз.

  • «О, Обладатель ума, крепкого, как алмаз», означает обладателя нерушимого состояния ума, то есть Ваджрасаттву, символизирующего блаженное осознавание пустотности ясным светом. Слог ОМ в начале мантры сочетается с АХ и ХУМ в конце, которые символизируют речь и ум. Все вместе они означают тело, речь и ум, которые нужно очистить, и очищенное состояние тела, речи и ума, достигаемое в результате.
Предлагаем ознакомиться  Рука Фатимы: как древний талисман стал модным украшением

САМАЯМ – близкая связь, АНУПАЛАЯ – хранить.

  • Хранить близкую связь – то есть обещание, что с помощью блаженного осознавания пустотности ясным светом я смогу очистить все кармические последствия.

ВАДЖРАСАТТВА – состояние Ваджрасаттвы, ЕНА – это, УПАТИШТА – оставаться рядом.

  • Сделай так, чтобы я оставался рядом с этим состоянием Ваджрасаттвы, другими словами, состоянием осознавания ясного света.

ДРИДХО – устойчивый, МЕ – я, БХАВА – сделай так, чтобы.

  • Сделай так, чтобы я был устойчивым, – посредством устранения систем отрицательных кармических сил и отрицательных кармических склонностей из моего умственного континуума.

СУТОШЬЁ – счастливый, МЕ – я, БХАВА – сделай так, чтобы.

  • Сделай так, чтобы я был счастливым, – чтобы, устранив системы всех кармических сил и все кармические склонности из своего ума, я достиг освобождения с его неиспорченным счастьем.

СУПОШЬЁ – радостный, МЕ – я, БХАВА – сделай так, чтобы.

  • Сделай так, чтобы я был радостным, – чтобы, устранив все устойчивые кармические привычки, я достиг просветления с его вечным блаженством.

АНУРАКТО – защищённый, МЕ – я, БХАВА – сделай так, чтобы.

  • Сделай так, чтобы я был под защитой, – чтобы мой ум никогда не покидал блаженного осознавания пустотности ясным светом.

САРВА – все, СИДДХИМ – подлинные достижения, МЕ – я, ПРАЯЧЧХА – даруй.

  • Даруй мне все обычные достижения, а именно высшее подлинное достижение просветления.

САРВА – все, КАРМА – действия, СУЧА – превосходные, МЕ – я.

  • Пусть все мои действия будут превосходными. Речь идёт о просветлении: пусть я достигну рупакаи (тела форм) будды, чтобы все мои действия были превосходны и я мог наилучшим образом помогать другим.

ЧИТТАМ – ум, ШРИЯМ – высший, КУРУ – сделай.

  • Сделай [мой] ум высшим. Пусть вместе с просветлением я достигну дхармакаи (всеохватывающего тела), чтобы обладать всеведущим осознаванием и сердцем, вмещающим всех существ.

ХУМ – сердечный слог ума.

Четыре слога ХА относятся, соответственно, к пути накопления, пути применения (подготовки), пути видения, пути привыкания (медитации). ХОХ соответствует пути прекращения практики («пути не-обучения»)

  • Пусть мой ум последовательно развивается, проходя пять «путей ума».
  • Также ХА ХА ХА ХА ХОХ может относиться к пяти типам глубокого осознавания, которые в их очищенном состоянии составляют всеведущий ум будды. В этом случае строка означает: «Пусть мой ум разовьётся в пять типов очищенного глубокого осознавания».

БХАГАВАН – Непревзойдённый Покоряющий Мастер, САРВА – все, ТАТХАГАТА – Так Ушедшие, ВАДЖРА – крепкий, как алмаз.

  • И таким образом, пусть я стану тем, кто покорил и устранил все кармические последствия, достиг мастерства во всех благих качествах, превосходящим всех существ. Другими словами, пусть я обрету нерушимое, как алмаз, состояние всех тех, кто таким образом ушёл к просветлению.

МА – не, МЕ – я, МУНЧА – ослаблять.

  • Не давай мне ослаблять – ослаблять или оставлять блаженное осознавание пустотности ясным светом.

ВАДЖРИ – крепкое, как алмаз, ВХАВА – существо.

  • О ваджрное существо – то есть Ваджрасаттва.

МАХА – великая, САМАЯ – близкая связь, САТТВА – обладающий умом.

  • Ты, в чьём уме есть великая близкая связь, – другими словами, о блаженное осознавание пустотности ясным светом, обладающее великой близкой связью, позволяющей достичь полного очищения.

АХ – семенной слог речи, ХУМ – семенной слог ума, ПХАТ – стабилизирующий слог.

  • Слоги АХ и ХУМ, соответствующие речи и уму, дополняют слог ОМ в начале мантры, связанный с телом. Пусть все препятствия на уровне тела, речи и ума будут предотвращены и очищение остаётся стабильным.

Уровень, предшествующий тантре

Хотя медитация, связанная с мантрой Ваджрасаттвы, – тантрическая практика, большинство людей начинают её ещё до того, как они вступили в тантру. Тогда эта начальная практика выполняется исключительно на уровне махаянской сутры. У этого уровня три стадии, в соответствии с тремя последовательными целями и типами мотивации, представленными в учениях ламрима о последовательных путях ума – начальном, среднем и продвинутом.

Хотя махаянской мотивации строго соответствует только продвинутый этап ламрима, начальный и средний уровни нужны как промежуточные ступени на пути к развитию продвинутой мотивации. Более того, все три уровня мотивации ламрима, которые мы развиваем в контексте практики махаянской сутры, нужно практиковать как промежуточные ступени перед тантрической практикой.

Оцените статью
Сонник
Adblock detector